«Панголина»

  • Автор темы Собака
  • Дата начала

Собака

Команда форума
Собака Оффлайн

Собака

Команда форума
Регистрация
12/8/18
Сообщения
686
Симпатии
3,858
Депозит
0 руб.
Сделок через гаранта
0
Автор темы #1
proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs7.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549433919199938551.jpg&hash=957401bb44d3706a0d1c2211c6b4f52c





Одним из самых известных примеров советского движения «самавто» является Панголина — уникальный самодельный автомобиль, здешний ответ знаменитым Lamborghini Countach и DeLorean DMC-12, собранный в Ухте электриком Александром Кулыгиным в 1980 году. Вот как это было и чем закончилось …



Итак, построив в 1979 году шестиколесный вездеход «Ухта», инженер по образованию, электрик во Дворце детского творчества города Ухта по профессии и по совместительству руководитель кружка технического творчества Александр Кулыгин, год спустя, задумал построить автомобиль, каким он его видел. Возможно, гениальные идеи, действительно, парят в воздухе, а может автор целенаправленно шел к этому, но дизайн автомобиля, как впоследствии признали многие, получился в стиле знаменитого и очень модного в то время суперкара Ламборджини Каунтач (Lamborghini Countach) от ателье Бертоне (Bertone).






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs11.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549433935135143201.jpg&hash=54374424904ac952c90699f2eedc71eb





Эффектный, но сравнительно простой с обилием прямых плоскостей, рубленый дизайн, который решил использовать автор, позволял выклеивать кузовные панели машины на фанерной болванке (мастер-модели). Эту работу Александр проделал в Москве, а окончательную сборку автомобиля он производил уже в родном городе Ухта, с помощью своих учеников-пионеров. К слову стоит сказать, что сразу после окончания работ, все кузовные матрицы были уничтожены. Что послужило этому причиной – неизвестно. Возможно, так автор хотел сохранить уникальность своего творения.






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs8.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549433963190571703.jpg&hash=3bc7a59cd7c04bfe9bb210a9fb8619e0






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs7.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549433967190662342.jpg&hash=6ec6080c92dce53efdb833d7f4dae811





Машину решили назвать «Панголина» за схожесть со зверьком-броненосцем Панголином. Кузов был собран из стеклопластиковых панелей, навешанных на пространственную трубчатую раму, такую конструкцию имели многие самодельные авто, но в остальном он был очень оригинален.






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs11.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549433981137330095.jpg&hash=78792bd2fc7296b56463921dab55287f





Посудите сами, вместо обычных распашных дверей у машины был поднимающийся двумя гидроцилиндрами колпак. Забегая вперед, стоит сказать, что однажды автора пришлось вызволять из машины, когда из гидропривода ушло давление, ведь колпак был достаточно увесистый. Он объединял в себе боковые двери, переднюю половину крыши и лобовое стекло, которое было сделано из «лобовика» от микроавтобуса РАФ. Впоследствии некоторые «самодельщики» использовали похожую, эффектную, но очень непрактичную конструкцию в своих легковых автомобилях. Лобовое стекло «Панголины» снабдили «ломающимся» стеклоочистителем. Александр собрал его из двух «дворников» от «Икаруса». Кинематика устройства была настолько хороша, что лобовое стекло очищалось на 95%. Это по праву считалось «ноу-хау» конструктора.






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs12.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F154943403019254878.jpg&hash=33eea6bdc1c17eb818a47a37ead02f64





Год спустя о Панголине узнал весь СССР — Кулыгин привез свое детище в Москву (по железной дороге, так как советские трассы для приземистого автомобиля просто не подходили), и вскоре машина вместе со своим автором попала на телевидение и страницы периодики. Вдохновленная, в первую очередь, сногсшибательным Lamborghini Countach (после которого в мировую автомобильную моду вошли «угловатые» и приземистые спорткары), Панголина буквально потрясла воображение советских зрителей.






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs7.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434034160994003.jpg&hash=259945c03812549d5d3bceb7dee7ea8c





Конечно, ее дизайн не отличался столь же выверенными линиями, как работы гениальных итальянцев из студии Bertone, но советскому инженеру удалось придумать несколько элегантных и оригинальных решений: поднимающийся на гидравлическом приводе колпак вместо дверей, 4 фары в едином блоке, «выезжающем» из центра капота, перископ (!) вместо обычных зеркал заднего вида. Легчайший кузов из стеклопластика «встал» на самодельные колеса из алюминиевого сплава, обутые в низкопрофильную резину (достать ее в советское время было невероятно сложно).






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs9.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434049193842614.jpg&hash=e8e7941d401f3c522b813d438bf50c57





Внутренняя начинка Панголины полностью состояла из деталей и узлов обычных серийных ВАЗ’ов. Этим и обусловлено классическое расположение двигателя спереди, который оказался придвинут вплотную к водителю, и размещался прямо под приборной панелью — кузов Панголины повторял пропорции центральномоторных суперкаров, у которых под капотом просто не предусматривалось места для ДВС.






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs7.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434081136017089.jpg&hash=3892684373c6f0c4c4c954ff1e2fc911





Зеркало заднего вида располагалось под небольшим обтекателем на крыше автомобиля. Чтобы пользоваться им, в крышу, над водительским сиденьем, было вмонтировано окошко. Кстати, сиденья для машины были изготовлены в виде самолетных кресел с очень высокими спинками. Говорят, в них было очень удобно сидеть. Для улучшения обзора назад Александр смонтировал камеру заднего вида, и это в то время, когда в СССР автомобили, сходившие с конвейера, еще не комплектовались правыми боковыми зеркалами. Мощно освещать дорогу в темное время суток были призваны четыре фары, которые выдвигались по центру капота с помощью электропривода. Это было очень необычно и эффектно, а также улучшало аэродинамику автомобиля, когда фары не нужны. Задний обзор водителю обеспечивал перископ






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs10.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434099179186520.jpg&hash=e360375abaf99311b4de3f3df2fe5ed3





Заднее и боковые стекла автомобиля тоже были с изюминкой. Поскольку заднее стекло автомобиля было расположено почти вертикально, оно неизбежно забрасывалось бы на ходу грязевым туманом. Поэтому над ним был установлен небольшой спойлер, который отсекал потоки воздуха в нужном направлении, и стекло оставалось почти чистым. Боковые окна состояли из нескольких частей, небольшая часть была открывающаяся. Позже была сделана маленькая форточка для стряхивания сигаретного пепла – конструктор курил.



Самодельный легковой автомобиль Панголина стоял на самостоятельно изготовленных Александром дисках из алюминиевого сплава, обутых в низкопрофильную резину, которую он нашел у знакомых автоспортсменов. И то и другое в то время было большой диковинкой в СССР. В остальном ходовая часть, как и двигатель объемом 1200 кубических сантиметров и мощностью 62 лошадиные силы, были стандартные, от ВАЗовской «классики», хотя изначально автомобиль задумывался с оппозитным (плоским) двигателем. Глушитель был полностью самодельным, под багажным отделением он раздваивался и оканчивался под задним бампером двумя эффектными, симметричными патрубками прямоугольной формы, под стать дизайну машины. Перед задней осью были установлены два бензобака, справа и слева, каждый с отдельной горловиной.






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs11.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434133146078206.jpg&hash=80d05510cf528613bdec20a60763e74b






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs7.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434136181938601.jpg&hash=619fb293f82278ff5a5836d7784f5dcd





Компоновка у автомобиля получилась как у настоящих спорткаров – среднемоторная. Из-за достаточно покатого «носа» машины «копеечному» двигателю было недостаточно места в переднем отсеке, и его пришлось сдвигать максимально назад за переднюю ось, в базу, что повлекло за собой еще несколько оригинальных конструкторских решений.



Например, из-за того, что двигатель располагался прямо под панелью торпедо, для обслуживания мотора она была выполнена откидывающейся на гидроопорах, причем вместе с ней откидывалась и рулевая колонка. Для этого на рулевом валу был установлен дополнительный карданчик. А для выступающих за габариты двигателя крышки головки блока, корпуса воздушного фильтра и трамблера в центре панели было сделано возвышение. Усилитель тормозов был развернут на 180 градусов, этого также потребовала компоновка. Сама панель была достаточно серьезно шумо- и теплоизолирована. Под капотом же, где у обычных авто располагался двигатель, были смонтированы только радиаторы и аккумулятор.






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs11.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434154154787526.jpg&hash=76a7e09ce92df68fcd095e8b426db5db





Несмотря на стандартную начинку от «классики», легкий стеклопластиковый кузов и отменная аэродинамика «Панголины» позволяли ей разогнаться до 180 км/ч. Недостижимая скорость для обычных «Жигули».



80-е годы – золотое время для «Панголины». Вместе со своим создателем она участвовала в ряде всесоюзных автопробегов и даже посетила международную автовыставку «ЭКСПО-85″ («EXPO-85″) в городе Пловдив, в Болгарии. Правда для получения государственных регистрационных знаков и разрешения на выезд за границу на машину пришлось установить две дополнительные фары, боковые зеркала заднего вида и стандартные колеса, которые автор украсил футуристичными, сплошными колпаками. Тогда же, кузов был перекрашен в темно-зеленый цвет.






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs10.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434176181369977.jpg&hash=b3bf30a9b93b23e9677f920c83c4ce62





В начале 90-х машина потеряла свой оригинальный «ломающийся» «дворник». По неизвестной причине его место занял обычный стеклоочиститель с задней двери ВАЗ восьмой модели.



В середине 90-х кузов автомобиля пришлось серьезно переделать после аварии. Невнимательный водитель грузовика, сдавая задним ходом, сильно покорежил среднюю часть подъемного колпака «Панголины». Так как кузовные матрицы были уничтожены, восстановлению он не подлежал. Было решено удалить крышу. Как выяснилось, крыша выполняла роль силового элемента и после того, как ее удалили, кузов начал «проседать» посередине. Чтобы исправить это, под днище вварили усиливающие балки. После ремонта авто было покрашено в цвет «красный Феррари», который сохранился и по сей день.






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs11.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434209126377753.jpg&hash=259dbce58548e254da5e32324dfb3a28





Примерно тогда же в багажнике машины появились CD-чейнджер и сабвуфер, а на стеклах – глухая тонировка и псевдоспортивные наклейки. Автомобильная мода наложила свой отпечаток на, уже тогда, легенду «СамАвто».






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs13.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434227183996416.jpg&hash=4d008c75ecef2e4b9851f40e5c03faf4






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs11.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434235174980201.jpg&hash=1cba986f6f3c35bbb4dd83fd9b85730b





Популярность «Панголины», конечно же, отразилась и на судьбе ее создателя. В период перестройки он получил предложения от конструкторских бюро ВАЗа и АЗЛК. Александр решил остаться в Москве. С конца 80-х до середины 90-х годов он работает на АЗЛК, но слишком оригинальный взгляд инженера на конструкцию автомобиля не был принят закостенелым сознанием постсоветских конструкторов, и все его разработки остались опытными образцами.



После этого Александр эмигрировал в США, город Нью-Йорк, где открыл маленькую контору по разработке, производству и продаже кит-каров – комплектов, из которых самостоятельно можно было собрать автомобиль.






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs8.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434279128242155.jpg&hash=a7cecca1e474f84f54a343b389d62fe7





Его показали в рамках приложения к передаче «Это вы можете» — «Аукцион». Любопытная деталь: когда в этой передаче «Панголина» выставлялась на продажу (кстати, за немалые, по тем временам, 38000 рублей), ведущий Владимир Соловьев почему-то сказал, что на машине установлен двигатель от ЛАДА 1600. Возможно, имела место замена двигателя, а может, это была простая ошибка.







Что касается легендарной самоделки, пережившей своего создателя, то следы «Панголины» затерялись в конце минувшего десятилетия. Еще не так давно на приобретенную неким бизнесменом в частную собственность машину можно было посмотреть в музее «Авторевю», но ныне он закрыт на неопределенный срок и судьба многих его экспонатов, к сожалению, неизвестна.






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs11.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434313110325663.jpg&hash=1d68b57c27429c8c779f4c77f60802d0





13 декабря 2004 года, примерно в 9.30 утра, по пути на работу на своей «Ямахе», Александр Кулыгин трагически погиб в аварии по вине водителя, который совершал маневр, не глядя в зеркала заднего вида.






proxy.php?image=https%3A%2F%2Fcs9.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2019%2F02%2F06%2F5%2F1549434323191193072.jpg&hash=7e7ad5fb63882a73b15402e03af4f71f





источник
 
Probiv.biz

Меню

Сверху Снизу